Выбор упаковки

 1.Функции упаковки

На сегодняшний день в условиях высокой конкуренции упаковка продукта – это одна из составляющих успешных продаж. Причем непосредственно производители и маркетинг придают упаковке разное значение и преследуют разные цели. Наиболее значимые функции упаковки можно объединить в четыре группы. Упаковка должна служить емкостью для продукта, защищать его, обеспечивать удобство в использовании и необходимую информацию.

  • Упаковка как емкость для продукта. 

Изначально упаковка просто служила вместилищем продукта, что облегчало транспортировку, хранение и обработку продукции. И сегодня функция упаковки как емкости для продукта очень важна, хотя эту функцию нередко считают само собой разумеющейся. 

  • Защитная функция упаковки

Защита продукта относится к основным функциям упаковки. Она заключается в защите продукта от условий среды с момента упаковки до окончательного использования и защите окружающей среды от продукта.

Продукты из сырья водного происхождения следует предохранять от физических повреждений, заражения микроорганизмами или химическими веществами, разложения, насекомых и грызунов, обезвоживания и других вредных воздействий. 

  • Удобство использования

Упаковка должна быть многофункциональной. Она должна облегчать транспортировку, реализацию и использование продукта. Например, укладка большого числа мелких упаковок неправильной формы в картонную коробку стандартных размеров облегчает штабелирование, а также погрузку и разгрузку в складских помещениях и при транспортировке. Практичность упаковки определяется многими факторами, в том числе ориентацией продукта в упаковке, его распознаваемостью,  выкладке товара в магазине.

Очень важным свойством упаковки является удобство в употреблении. К таким удобствам относится возможность варки или выпечки прямо в упаковке, чтобы продукт можно было сразу подать к столу. Если упаковку можно вскрыть, сорвав ленточку, если упаковка снабжена peel эффектом, сливным носиком или винтовой пробкой, это удобно для потребителя. 

  • Информационная функция

Современные условия высококонкурентных рынков требуют, чтобы упаковка без помощи продавца предоставляла  потребителю определенную информацию. Покупатель проводит в супермаркете за одно посещение в среднем около 27 мин и выбирает всего 14 наименований товаров из предлагаемых 6300, поэтому для успешных продаж важно привлечь внимание покупателя.

В соответствии с ГОСТ Р 51074-22003 упаковка должна нести определенную информацию, например о массе и составе,  содержании питательных веществ и т.д.

Информация о самой упаковке и способах ее использования нередко способствует продвижению продукции. Указания о том, как открывать и закрывать упаковку, как пользоваться специальными элементами упаковки, и другая информация могут сделать упаковку более удобной в использовании.

На упаковку часто наносятся указания о том, как следует использовать продукт. Для удобства потребителя на ней могут содержаться такие сведения, как количество порций в одной упаковке, способ приготовления, новые рецепты с использованием данного продукта, скидки и другие льготные условия, а также гарантии и вложенные в упаковку сувениры. 

Упаковка должна быть настолько привлекательной, чтобы побудить потребителя сделать повторную покупку.

 

2. Выбор упаковки по основным требованиям

Основные свойства и характеристики продукта (такие, как размер, форма и содержимое)  определяют основные требования, предъявляемые к упаковке.

  • Размеры и конфигурация

При проектировании упаковки необходимо учитывать конфигурацию продукта. Изделия, имеющие изгибы и выпуклости, должны быть упакованы так, чтобы они были неподвижно закреплены в упаковке. Изделия с острыми концами должны быть упакованы так, чтобы исключалась возможность прорыва упаковки. К продуктам, которые могут проколоть или прорезать упаковку, относятся клешни крабов, плавники рыб и раковины устриц.

  • Прочность

Прочность упаковки обратно пропорциональна прочности продукта. Слабая, хрупкая продукция обычно требует упаковки повышенной прочности, так как она нуждается в защите больше, чем продукция, которая прочна сама по себе. Блоки замороженной рыбы не требуют особенно прочной упаковки, поскольку сами эти блоки могут выдержать нагрузки, 

Даже прочные на вид продукты могут оказаться хрупкими. Некоторые виды продукции не переносят ударов, а также тряски при перевозке железнодорожным или автомобильным транспортом. При этом одни виды продукции получают механические повреждения (например, свежая рыба), другие могут расколоться. Иногда достаточно одной прочной упаковки, но чаще используется какой-либо материал, амортизирующий удары и толчки. Для предохранения продукции от механических повреждений широко применяются картон и пенопласт.

  • Чувствительность к жидкостям и газам

Многие продукты чувствительны как к увеличению, так и к уменьшению количества жидкостей и газов в упаковке. Так, свежую рыбу следует хранить в условиях высокой влажности для предотвращения подсушивания, которое может привести к обезвоживанию белка и нежелательным изменениям тканей. Кроме того, свежие рыбопродукты нередко сами выделяют жидкость, что ухудшает внешний вид продукции, особенно если она упакована в прозрачную пленку. Иногда под пленку вкладывают специальную абсорбирующий вкладыш.

Есть способ упаковки продукции в модифицированной атмосфере, в особенности с повышенным содержанием СО2, благодаря чему увеличивается срок хранения свежей рыбы. Проницаемость для газов чрезвычайно важна для упаковки такой продукции.

Многие продукты водного происхождения чувствительны к содержанию кислорода. Такая нежелательная реакция, как окислительная прогорклость, является результатом реакции кислорода с ненасыщенными жирами.

  • Химические свойства

Упаковка должна быть химически инертной по отношению к продукту. 

Устойчивость к температуре, т.е упаковка должна выдерживать температуры, при которых продукт производится и хранится.

  • Чувствительность к свету. Некоторые виды продуктов чувствительны к свету. Исходя из этого чувствительную к свету продукцию упаковывают в светонепроницаемые материалы, такие, как металл, металлическая фольга, картон и др.
  • Выделение жира. При упаковке жирной продукции необходимо использовать какой-либо жиронепроницаемый материал. 
  • Защита от микроорганизмов
  • Воспламеняемость
  • Взрывоопасность

 

Требования, предъявляемые к упаковке на производстве и в логистике:

  • Устойчивость у воздействию как низких, так и высоких температур
  • Ударопрочность
  • Устойчивость к проколам. Для избежания проколов упаковки использовать транспортную тару
  • Упаковка должна выдержать силу сжатия.
  • Маркировка. Легко узнаваемая маркировка ящиков и коробок помогает быстро отыскать требуемую продукцию в автомашине или на складе. 
  • Борьба с хищениями. Удачная упаковка может уменьшить эту опасность. Продукцию следует упаковывать так, чтобы затруднить вскрытие ящиков и коробок. 

 

Требования, предъявляемые к упаковке розничной торговлей: 

Несмотря на то что некоторые рыбопродукты реализуются оптом или в сочетании с другими ингредиентами для получения новой продукции, многие из них продаются через розничные торговые сети. Розничная торговля предъявляет ряд требований, которые необходимо учитывать при выборе упаковки для продукции.

  • Размеры и форма контейнера

Размеры и форма контейнера должны быть удобными для обращения. Размеры упаковки должны соответствовать особенностям продукции. Упаковка должна содержать такое количество продукции, которое потребитель считает достаточным, но не чрезмерным. Избыточное количество продукции будет уходить в отходы, а слишком мелкая фасовка не удовлетворит потребностей покупателя. Кроме того, форма контейнера может облегчить выкладку и демонстрацию продукции.

  • Возможность хранения на полках и стеллажах

Упаковки, облегчающие демонстрацию продукции, а также имеющие одну прозрачную стенку, сокращают время нахождения продукта на полке в магазине до продажи. Упаковки с широким дном и наклонными стенками требуют для демонстрации одного и того же количества продукции больше площади на полках и стеллажах, чем твердые упаковки прямоугольной формы. Хотя необычная конфигурация упаковки может привлечь внимание покупателей, такую выкладку  необходимо чаще пополнять. Упаковка продукции должна быть таких размеров, чтобы ее можно было поместить на стандартные полки или стеллажи, применяемые в розничной торговле.

  • Использование прозрачной упаковки

Прозрачные пленки позволяют покупателю видеть продукт, одновременно предохраняя eго от загрязнения. Прозрачная часть упаковки должна быть достаточно большой. Помещаемая на полку продукция должна быть расположена так, чтобы покупатель имел хороший обзор. 

 

Требования, предъявляемые к упаковке покупателями:

Поскольку в большинстве розничных торговых точек используется самообслуживание, именно упаковка должна привлечь внимание покупателя и вызвать у него желание сделать покупку.

  • Обозначения на упаковке

Наносимые на упаковку обозначения предназначены для восприятия на нескольких уровнях. Самая необходимая информация содержится в надписях: содержимое упаковки, ее масса и другая связанная с этим информация. На другом уровне восприятия обозначения используются для того, чтобы в сознании потребителя продукт отождествлялся с какой-то общепризнанной ценностью или пользующейся доверием маркой. Типичным примером является нанесение торговой марки. На третьем уровне восприятия используется сочетание цветов, структуры, формы и других особенностей упаковки для создания определенного образа («имиджа»), например высокое качество, натуральность или какие-то другие достоинства, которые покупатель, сознательно или бессознательно, считает желательными свойствами данного вида продукции.

  • Привлечение внимания

Чтобы упаковка привлекала внимание покупателя, она должна отличаться от других. Она должна быть красивой, поскольку люди обращают внимание на то, что радует глаз, а неприятного стараются не замечать. Что красиво, а что нет, определяет покупатель, поэтому при создании упаковки необходимо всегда иметь в виду потенциального покупателя. 

Путем сочетания цветов, формы, структуры и других характеристик упаковки можно исподволь создавать впечатление о присущих данной продукции свойствах, таких, как чистота, прочность, ценность, забавность, исключительность, мужественность или женственность. Эти качества часто привлекают внимание потенциальных покупателей и побуждают их приобрести данный продукт.

  • Покупка

Упаковка должна не только привлекать внимание покупателя, по и вызывать желание приобрести продукцию. Удобство упаковки часто способствует продажам. Если упаковка данного вида продукции обеспечивает потребителям удобства, отсутствующие у конкурирующей продукции, они часто предпочитают продукцию в более удобной упаковке. В районах с низким уровнем доходов населения более низкая цена может оказаться привлекательнее, чем удобная упаковка.

Покупателя можно также привлечь, предложив ему различные льготы или бесплатные сувениры. 

  •  Повторная покупка

Первоначальная покупка того или иного продукта может быть вызвана особенностями упаковки, предлагаемыми дополнительными льготами, любопытством или другими факторами. Однако для того, чтобы продукт имел коммерческий успех, необходимы повторные покупки. Повторная покупка возможна только в том случае, если потребитель удовлетворен качеством продукта. Независимо от качества упаковки низкокачественная продукция вряд ли будет куплена вторично.

  • Цвет

Сочетания цветов используют для привлечения внимания покупателей к продукту, стимулирования продаж.

Цвет облегчает чтение печатного текста. Чем сильнее цветовой контраст, тем легче читается текст.

Цвет способен также вызывать у людей определенные физиологические и психологические реакции. Когда людей помещают в комнату, в которой все поверхности окрашены в красный цвет, у них учащаются пульс и частота дыхания, а зеленый цвет обычно вызывает снижение кровяного давления. Светло-зеленый цвет воспринимается безразлично, а темно-зеленый вызывает чувство покоя. Психологические реакции людей на разные цвета различны, поэтому путем тщательного подбора цветов или их сочетаний можно добиться того, чтобы упаковка создавала у покупателя то или иное настроение.  Красный цвет оказывает возбуждающее действие и ассоциируется обычно в сознании людей с такими понятиями, как сила и мужественность. Кроме того, красный цвет бросается в глаза и помогает привлечь к упаковке внимание покупателей. С оттенками красного дело обстоит сложнее. Так, розовый ассоциируется с оптимизмом, вишневый апеллирует к чувственности, темно-красный может подавлять или раздражать. Оранжевый цвет побуждает активность и производит впечатление чистоты и аппетитности. Желтый — самый яркий из цветов, главным образом потому, что человеческий глаз наиболее восприимчив к желтому свету. Бледно-желтый производит впечатление утонченности и изысканности, золотой оттенок — деятельной активности, желто-зеленый — болезненности, в то время как глубокий желтый цвет предполагает чувственность. Розовый издавна используется для создания впечатления женственности и привязанности и вызывает ощущение близости и нежности. Белый цвет в сочетании с голубым часто создает освежающий и антисептический эффект. Коричневый создает ощущение полезности, работоспособности и компактности.

Разные сочетания цветов используются для создания того или иного настроения или для того, чтобы вызвать у потребителей определенную психологическую реакцию и таким образом стимулировать покупку. 

  • Узнаваемость

У покупателей часто вырабатывается привычка приобретать товары в привычной упаковке или выпускаемые определенной фирмой. Когда покупатель ищет этот товар, он фактически ищет привычную упаковку, поэтому для производителя продукции выгодно, чтобы она была узнаваемой. 

  • Удобство

Покупатели обычно снова и снова приобретают тот продукт, который они считают полезным и удобным в использовании.

  • Утилизация и повторное использование

Упаковка редко бывает съедобной, и обычно после использования продукта от нее необходимо освободиться. Удобной для потребителя является такая упаковка, от которой легко избавиться после использования продукта или которую можно использовать повторно. 

© ВАШ ТЕХНОЛОГ 2013
Санкт-Петербург, ул.Бехтерева, д.3, корп.2, офис 27.

- создание сайтов

feedback

Заказать звонок

Введите этот код:
Код проверки